Как говорилось выше, построение церкви в селе Ухолово произошло одновременно с основанием самого села.
Своей архитектурой первый ухоловский храм не выделялся из типовых храмовых провинциальных строений того времени. Купола на ней не было: наличие купола в церквях тогда значилось термином «клецки», которого не обнаружилось в описаниях строения, не указано и колокольни[1]. Вероятнее всего храм представлял из себя продолговатое деревянное строение с крестом на восточной алтарной стороне крыши.
Однако при всем бедном описании Ильинского храма он был весьма просторен и вмещал гораздо больше прихожан, нежели проживало в селе. Сделано это было с расчетом на прихожан с проходившей в селе знаменитой Ильинской ярмарке, приуроченной к престольному празднику.
Причта к храму определено было всего два лица: «поп и дьячок», строена она на средства местных крестьян; потир для совершения Божественной Евхаристии в ней имелся деревянный, в 1913 году он был взят в Рязанское древлехранилище[2].
Более всего в скудости той церкви убеждает нас незначительное количество дани, взимаемой с нее. По количеству уплачиваемой дани она стояла чуть ли не в самом последнем месте в списке церквей Ряжского уезда. Дань с храмов определялась тогда в размере от трех до пяти, иногда шести рублей, в Ухолове церковная дань ограничивалась скромной суммой в двадцать три алтын, позднее «один рубль тридцать два алтына три деньги»[3].
Время построения церкви в Малом Ухолове точно не известно. Вероятнее всего это произошло в первой половине XVIII столетия. Освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение». Зданием мало-ухоловская церковь была деревянная. Из описаний ее сохранилась лишь одна особенность: венчалась она большим медным крестом, который впоследствии сохранился на часовне, поставленной на месте храма. Простояла она до 1811 года; в этом году, вследствие своей ветхости, была упразднена, а прихожане приписаны были к церкви села Ухолова.
В селе Ухолово первая Ильинская церковь простояла около восьмидесяти лет. В 1755 году ее зажгло молнией во время грозы, и она сгорела дотла. В следующем 1756 году начато и в том же году окончено строение новой церкви «в то же храмоименование с пределом Успенским. Грамота на освящение этой церкви выдана была по просьбе попа Ивана Данилова с приходскими людьми 9 ноября 1756 года»[4].
Вторая церковь тоже была деревянная, но по своим размерам совсем небольшая. Венчал новый храм купол с одной главой. Имелась и колокольня, пристроенная к западной стороне. Вокруг храма образовалось вскоре новое кладбище. Стояла церковь на том месте, где впоследствии расположился двор первой советской школы, можно сказать, что школа буквально находилась на костях. При проведении земельных работ в этой части поселка и поныне находятся человеческие кости.
Второй храм Ильинский просуществовал недолго. При построении его прихожане, застигнутые врасплох, не задавались широкими планами и старались лишь о том, чтобы не оставаться надолго без своего храма. Между тем село вследствие торговли росло, богатело, и не удовлетворялось сооруженным на скорую руку храмом.
В то время на смену Савеловым явился новый помещик Верещагин, по свидетельству современников, натура широкая и основательная. Возник вопрос о построении нового храма, третьего.
«Троицкая церковь с двумя пределами – во имя Успения Божией Матери и пророка Илии, каменная, начата строением в 1805 году с благословения архиепископа Амвросия, а окончена строением и освящена, с благословения архиепископа Сергия, Богословского монастыря игуменом Павлином в 1822 году», так сказано в церковной описи за 1825 год[5].
В ведомости о церкви пишется, что «построенная оная церковь иждивением помещика Верещагина, а большею частью иждивением всех прихожан». Здесь никак нельзя не сказать о неординарной личности тех времен, своего рода «проводнике» воли помещика ухоловским крестьянам местном «бурмистре» Иване Трофимовиче (фамилий у крестьян тогда пока не было). Тщанием этого природного ухляна и был возведен, частично сохранившийся доныне величественный Троицкий храм, достойный любого уездного города.
При Верещагине, который значился на службе судьей и находился по долгу службы практически безвыездно в Туле, Иван Трофимович пробыл бессменно бурмистром, т.е. сельским старостой 33 года, пользуясь полным доверием помещика. Известен был бурмистр строгой и воздержной жизнью, вовсе не пил вина и не ел яблок.
Именно Ивану Трофимовичу и была поручена организация сооружения каменного храма, что и исполнил он безупречно. В целом строительство продолжалось около тридцати лет, поскольку кирпич стали закупать уже за несколько лет до сооружения фундамента и стен.
Новопостроенный храм представлял собой стройное квадратное здание, длина сторон которого составляла 40 аршин (28 метров) каждая, стены были украшены портиками с высокими, тонкими и изящными колоннами. Колокольня расположилась отдельно, в расстоянии 26 аршин (18 метров) от храма и заканчивалась длинным шпилем в 12 сажен, уносясь в небеса. Высотой колокольня достигала 50 метров[6].
Ко времени окончания постройки храма приурочено было приобретение нового колокола, на котором читалась следующая надпись: «Весом в 149 пуд 1819 года сентября 15 дня вылит колокол в Рязанскую губернию Ряжского уезда в село Большое Ухолово в церковь Живоначальныя Троицы с пределами Успения Божией Матери и Ильи пророка старанием строителем господ Петра и Александра Верещагиных при управляющем их вотчиной из крестьян Иване Трофимове»[7].
Относительно времени освящения Троицкой церкви сказано в ведомости: «освященная оная церковь в 1820 году»[8]. Эту запись необходимо понимать в том значении, что в упомянутом году освящен был только один предел, а именно Ильинский, с которого начали потому, что храмовая и некоторые другие иконы были уже готовы или имелись уже в старом храме, но главным образом перенесен был антиминс из старого храма, где значилось, что престол освящается именно в честь пророка Илии.
Главный престол, Троицкий, по свидетельству надписи, сделанной рукой священника Афанасия Городцева в одном из напрестольных Евангелий «освящен в 1822 году июля 1 дня, придел Успенской 2 дня того же месяца Богословского монастыря игуменом Павлином»[9].
В половине XIX столетия назрел вопрос о построении теплой церкви и решено было пристроить к настоящей Троицкой трехпрестольной церкви трапезного двупрестольного храма в честь мучеников Бориса и Глеба и в честь Казанской иконы Божией Матери.
Выбор места для трапезной церкви вышел неудачно; между Троицким храмом и колокольней оставалось свободными лишь 26 аршин (около 18 метров); построенный на таком пространстве храм оказался маловместительным. Кроме того, как настоящая Троицкая церковь, так и колокольня, соединившись посредством пристройки трапезной церкви в единое здание, визуально «опустилась» в землю, в ущерб всей архитектурной композиции. Еще более навредило стройности и красоте всего храма построенное вблизи двухэтажное здание училища.
Освящена была трапезная двупрестольная церковь 9 августа 1859 года. Чин ее освящения совершал ректор Рязанской Духовной семинарии, впоследствии архиепископ Донской Макарий, уроженец самого Ухолова.
Как не величествен был храм, но первоначально он был задуман как неотопляемый, и лишь в теплое время года растворял свои двери для богослужения. К тому же по праздникам от чрезмерного скопления богомольцев стены «плакали», при этом портились только что нанесенные живописные работы. Все эти неудобства были устранены церковным старостой Даниилом Васильевичем Телелюевым.
В 1892 году он, затративши около семи тысяч рублей, успешно сумел организовать установку центрального отопления всего храма посредством механической водяной системы. «Отныне мы, присутствуя в своем храме и не испытывая в нем ни холода, ни стеснения, никакого иного неудобства, истинно, «в храм стояще, на небеси стоити мним»»[10] – так было засвидетельствовано на металлической доске, поднесенной старосте Телелюеву местным духовенством как знак благодарности за труды.
В самом Ухолове стояли и часовни. Одна или две часовни находились на старом приходском кладбище, ныне уничтоженном. Часовня имелась у нового приходского кладбища. Еще одна стояла над Прощенским (Прощеным колодцем), а другая на холме при выезде из села на Сапожок[11].
Троицкий храм был закрыт в 1936 году и переоборудован в районный дом культуры. Колокола утрачены, колокольня разобрана до основания. В 1988 году произошел пожар, после которого здание находилось в полном небрежении до 2004 года, когда состоялся архипастырский визит в Ухолово высокопреосвященнейшего Павла, архиепископа Рязанского и Касимовского, который благословил восстановление Троицкого храма[12].
В новое время православная община была создана в 1998 году, а богослужения стали совершаться в здании бывшего универмага, переданного Церкви в бесплатную аренду, затем в собственность. Здание это перестроено, пристроена алтарная апсида, венчает здание купол с крестом. Ныне храм именуется малым Троицким.
К 2013 году завершился первый этап реставрации старого Троицкого храма. Восстановлена и покрыта крышей с куполом и крестом трапезная часть, завершена первоначальная внутренняя отделка. 23 февраля 2013 года совершено Великое освящение правого Борисоглебского престола. Освящение совершил преосвященный Владимир, епископ Скопинский и Шацкий. С этого времени и поныне ежедневно совершаются в возобновленном Троицком храме богослужения. Впереди предстоят дальнейшие реставрационные работы.
[1] Окаемов Василий, протоиерей, Очерки истории села Ухолово, Рязань:2009, С.37.
[2]Там же, СС.37-38.
[3] См. там же, С.38.
[4] Окаемов Василий, протоиерей, Очерки истории села Ухолово, Рязань:2009, С.39.
[5]Окаемов Василий, протоиерей, Очерки истории села Ухолово, Рязань:2009, С.40.
[6] Мерещиева Н.В., Мерещиев А.В., Очерки истории села Ухолово, Материалы 1-й краеведческой конференции, Ухолово: 2007, С. 35.
[7] Окаемов Василий, протоиерей, Очерки истории села Ухолово, Рязань:2009, С. 43.
[8] См. там же, СС. 43-44.
[9] Там же, С. 44.
[10] Окаемов Василий, протоиерей, Очерки истории села Ухолово, Рязань:2009, С. 45.
[11] Мерещиева Н.В., Мерещиев А.В., Очерки истории села Ухолово, Материалы 1-й краеведческой конференции, Ухолово: 2007, С. 39.
[12] Игумен Гурий (Покровский), Церковь в жизни поселка. История и современность, Материалы 1-й краеведческой конференции, Ухолово: 2007, С. 83.